Женщины. Космос. Вселенная.

Женщины в космосе

Главная
Вселенная
Солнечная система
Созвездия
Животные в космосе
Космонавты
Ссылки
Автор

Сунита «Суни» Лин Уилльямс

Порядковый номер 454 - (287)

Количество полетов - 1

Продолжительность полета: 194 суток 18 часов 03 минуты 14 секунд

Число выходов в открытый космос - 4

Продолжительность работ в открытом космосе - 26 часов 17 минут.

Статус - Активный астронавт (Active Astronaut) НАСА

Дата и место рождения:

Родилась 19 сентября 1965 года в городе Эвклид (Euclid) в штате Огайо, но своей родиной считает город Нидэм (Needham) в штате Массачусетс.

Ее девичья фамилия - Пандиа (Pandya), ее отец - выходец из Индии.

Образование и научные звания:

В 1983 году окончила среднюю школу (Needham High School) в городе Нидэм.

В 1987 году окончила Военно-морскую академию США (U.S. Naval Academy) и получила степень бакалавра наук (физика).

В 1995 году в Технологическом институте Флориды (Florida Institute of Technology) получила степень магистра наук (управление ходом проектирования).

Воинская служба:

В мае 1987 года начала службу в ВМС США. До октября 1987 года служила в Командовании береговыми системами ВМС (Naval Coastal System Command).

В ноябре 1987 года получила квалификацию офицера-водолаза (Basic Diving Officer) и приступила к начальной летной подготовке в Управлении подготовки пилотов ВМС (Naval Aviation Training Command). В июле 1989 года стала пилотом ВМС.

В 1989 году была назначена в 3-ю вертолетную эскадрилью боевого обеспечения (Helicopter Combat Support Squadron 3) для прохождения подготовки на вертолете СН-46Е «Си Найт» (Seaknight). После окончания подготовки была переведена в 8-ю вертолетную эскадрилью боевого обеспечения (Helicopter Combat Support Squadron 8) на авиастанции Норфолк (NAS Norfolk) в Вирджинии. Принимала участие в боевых походах в Средиземное и Красное моря и в Персидский залив. Участвовала в операциях «Щит пустыни» (Desert Shield) и «Обеспечение поддержки» (Provide Comfort).

В сентябре 1992 года в качестве командира отряда вертолетов СН-46 была направлена в Майями для проведения спасательно-восстановительных работ и ликвидации последствий урагана Эндрю (Andrew) с борта корабля USS Sylvania.

С января по декабрь 1993 года проходила подготовку в Школе летчиков-испытателей ВМС США (United States Naval Test Pilot School).

С января 1994 года получила назначение в Управление испытаний винтокрылых аппаратов (Rotary Wing Aircraft Test Directorate) в качестве руководителя испытаний вертолета H-46 и пилота самолета-вертолета (конвертоплана) V-22 Osprey. Служила офицером по безопасности полетов и участвовала в испытаниях SH-60B/F, UH-1, AH-1W, SH-2, VH-3, H-46, CH-53 и H-57.

В декабре 1995 года вернулась в Школу летчиков-испытателей, но уже в качестве пилота-инструктора кафедры винтокрылых аппаратов (Rotary Wing Department). Летала на вертолетах UH-60, OH-6 и OH-58.

Получила назначение в авиагруппу на борту универсального десантного корабля USS Saipan в Норфолке в качестве заместителя руководителя полетами (Assistant Air Boss), где и служила до зачисления в отряд астронавтов.

Воинское звание:

Энсин (с мая 1987 года).

Лейтенант-коммандер ВМС (в 1997 году).

Коммандер ВМС (в 2003 году).

Космическая подготовка:

В июне 1998 года была зачислена в отряд астронавтов НАСА в составе 17-го набора в качестве специалиста полета. Прошла курс ОКП с августа 1998 года. По окончании ее в августе 1999 года получила квалификацию специалиста полета и назначение в Отдел астронавтов НАСА.

Была направлена в Россию в качестве представителя НАСА при Росавиакосмосе во время полета первой экспедиции на МКС. После возвращения экипажа МКС-1 работала в Отделении робототехники (Robotics Branch) по проекту телескопического манипулятора МКС (ISS Robotic Arm), а затем Специального быстродействующего манипулятора (Special Purpose Dexterous Manipulator).

С 13 по 21 мая 2002 года в составе экипажа из 4-х человек участвовала эксперименте NEEMO-2 в подводной изолированной лаборатории «Аквариус» (Aquarius).

В ноябре 2002 года была включена в состав дублирующего экипажа 10-й экспедиции на МКС в качестве научного специалиста (Экипаж МКС-10Д: Дж.Уилльямс, К.Козеев, С.Уилльямс.) Однако после катастрофы шаттла Columbia планы полетов были скорректированы, а экипажи переформированы.

В декабре 2003 года была включена в основной экипаж 12-й экспедиции на МКС в качестве научного сотрудника, сначала вместе с Л.Чиао и Ю.Усачевым, а затем вместе с У.Маккартуром и С.Крикалевым. Однако позднее С. Крикалев был замене В.Токаревым. Некоторое время экипаж МКС-12 готовился в составе: командир - У.Маккартур, бортинженер - В.Токарев, научный сотрудник - С.Уилльямс. Однако из-за задержек с возобновлением регулярных полётов шаттлов была выведена из экипажа, и продолжала подготовку в составе группы.

2 мая 2006 года была включена в основной экипаж 14-й экспедиции на МКС и НАСА официально объявило состав экспедиции МКС-14: Майкл Лопес-Алегриа, Михаил Тюрин, Сунита Уильямс.

Первый полет

Стартовала 10 декабря 2006 года в качестве специалиста полёта (MS5) в экипаже шаттла Discovery STS-116.

Основная задача полета - доставка на МКС и монтаж дополнительных панелей (P5 arrays). После стыковки со станцией, которая была произведена 11 декабря, Сунита Уильямс заменила бортинженера-2 основного экипажа МКС, европейского астронавта Томаса Райтера. В соответсвии с первоначальными планами должна была вернуться на землю на шаттле Endeavour STS-118, однако всвязи с изменением графика полётов шаттлов в конце апреля 2007 года было принято решение о её возвращении на землю на шаттле Atlantis STS-117.

Во время полёта выполнила четыре выхода в открытый космос:

16.12.2006 - продолжительностью 6 часов 31 минуту. Был завершен перевод Международной космической станции на постоянную схему электроснабжения.

31.01.2007 - продолжительностью 7 часов 55 минут. Астронавты переложили шланги системы охлаждения панелей солнечных батарей, чтобы подготовить станцию к дальнейшему строительству.

04.02.2007 - продолжительностью 7 часов 11 минут. Астронавты продолжили работы, начатые во время предыдущего выхода, а также подготовили и зафиксировали кормовой радиатор, сбросили термозащитный кожух и смонтировали силовой кабель.

08.02.2007 - продолжительностью 6 часов 40 минут. Астронавты сняли теплозащитные кожухи с контроллеров вращения солнечных батарей на ферме P3 левого борта станции, а так же подготовили на ферму P5 для установки секции P6.

19 июня 2007 года в 14:42 UTC (18:42 мск) шаттл Atlantis откстыковался от Международной космической станции и перешел в автономный полет, который продлится около двух суток. На станции в качестве бортинженера-2 основного экипажа МКС оставлся прибывший на смену Суните Уилльямс Клейтон Андерсон.

Посадка шатла выполнена на 23 июня в 19:50 UTC (23:50 мск) на авиабазе Эдвардс в Калифорнии.

Продолжительность её полета составила 194 суток 18 часов 03 минуты 14 секунд.

В феврале 2008 года была переведена в категорию астронавтов-менеджеров и назначена заместителем руководителя Отдела астронавтов (Astronaut Office) НАСА.

В июне 2008 года была вновь переведена в категорию активных астронавтов.

10 декабря 2009 года появились сообщения о её назначении в дублирующий экипаж экспедиции МКС-30/31 и в основной экипаж экспедиции МКС-32/33, старт которой на корабле Союз ТМА №705 (Soyuz 31) запланирован на май 2012 года. 8 июля 2010 года это назначение было официально подтверждено НАСА в пресс-релизе 10-161, при этом старт корабля перенесен на июнь 2012 года. 12 октября 2010 года её назначение в основной экипаж МКС-31/32 было подтверждено Межведомственной комиссией по отбору космонавтов и их назначению в составы экипажей пилотируемых кораблей.

Hosted by uCoz